В тандеме с наукой

Минский автомобильный завод принял участие в выставке достижений и наиболее значимых результатов научно-технической и инновационной деятельности, посвященной Дню белорусской науки, который отметили в нашей стране в минувшее воскресенье.

29 января 2021 года в Национальной академии наук Беларуси прошли торжества, приуроченные к этой дате. Состоялось республиканское собрание научной общественности, в котором приняли участие около 250 представителей академической, вузовской и отраслевой науки, молодые ученые, руководители министерств и ведомств, высших учебных заведений Республики Беларусь, представители дипкорпуса. Лучшим ученым и исследователям страны были вручены награды.

В академии наук в тот день каждый желающий мог ознакомиться с достижениями научно-технической и инновационной деятельности. Экспозиции развернулись на двух площадках: на постоянно действующей выставке «Достижения отечественной науки — производству» в правом крыле первого этажа НАН Беларуси и в фойе при входе. Здесь, к слову, было представлено около 400 разработок отечественных ученых и исследователей, в том числе в рамках реализации государственных программ в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и проводимой работы по укреплению связи науки с производством. Свои результаты продемонстрировали организации НАН, министерств образования, здравоохранения, связи и информатизации, МЧС, Государственного комитета по науке и технологиям, крупнейшие промышленные предприятия страны.

 

Перронный шаттл: реалии и перспективы

На стенде ОАО «МАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» экспонировался макет перронного автобуса второго поколения, созданного конструкторами автозавода в тандеме с учеными ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси».

 

 

Автобус специального назначения МАЗ 271 для перевозки пассажиров в аэропортах был впервые презентован в начале прошлого года в украинском международном аэропорту «Борисполь». Новинка вызвала неподдельный интерес у участников мероприятия, и как результат — 6 единиц такой техники уже эксплуатируются в Борисполе. Седьмой МАЗ 271067 в выставочном исполнении отправится на VIII Национальную выставку развития инфраструктуры гражданской авиации «NAIS-2021», которая пройдет в Москве с 9 по 10 февраля 2021 года.

Одним из разработчиков перронного автобуса был ведущий инженер-конструктор отдела общей компоновки и каркасов службы главного конструктора по автобусам ОАО «МАЗ» Алексей Тарасов. На выставке он отвечал на вопросы посетителей, рассказывал об особенностях конструкции этой машины, ее технических характеристиках. К стенду Минского автозавода подходили также специалисты Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля Объединенного института машиностроения. МАЗ 271 — в том числе и их детище, именно в отделе дизайна РКЦМП работали над внешним видом низкопольного перронника, благодаря чему передняя и задняя часть автобуса получила новую архитектуру и современную пластику формы. Также специалисты центра работали над дизайном электробуса и дизельного автобуса нового поколения МАЗ 303.

Стоит отметить, что сегодня мировой тренд в машиностроении — переход на альтернативные виды топлива. В нашей стране особое внимание уделяется развитию электротранспорта. В кооперации с промышленностью белорусские ученые работают над созданием опытных образцов легковых и грузовых электромобилей различного класса с использованием отечественной комплектации. В частности, в качестве перспективной модели техники для перевода на электропривод рассматривается и наш перронный автобус. Конструкторские службы МАЗа совместно с учеными Объединенного института машиностроения НАН уже работают в этом направлении.

«Дайте еще раз взглянуть на этого красавца», — с такими словами к стенду Минского автозавода подошел Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Дмитрий Мезенцев. Перронный «МАЗ» второго поколения он уже видел ранее, но не упустил возможность взглянуть на него еще раз.

 

 

Масштабную модель нашего автобуса не обошли вниманием и другие почетные гости выставки, среди которых были заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Дмитрий Крутой, заместитель премьер-министра Республики Беларусь Юрий Назаров, помощник Президента Республики Беларусь Валерий Бельский, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты РБ Владимир Улахович, а также представители государственных органов и дипломатических миссий.

Новый концепт грузовика

В экспозиции постоянно действующей выставки «Достижения отечественной науки — производству» был представлен новый концепт-продукт отечественного машиностроения — электрогрузовик для внутригородских и пригородных перевозок грузов МАЗ-4381ЕЕ, а точнее, макет перспективного транспортного средства. Опытный образец грузовика с электроприводом планируется изготовить к концу текущего года.

«Электрогрузовик — это наша совместная с Минским автомобильным заводом разработка, — пояснил корреспонденту «Автозаводца» Дмитрий Кабанов, заместитель начальника научно-инжинирингового центра «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения НАН Беларуси. — Наш центр занимается непосредственно электроприводом этой машины. Мы спроектировали электрическую силовую установку — асинхронный электродвигатель с жидкостным охлаждением, всю силовую электронику (инвертор, DС/DС-преобразователь, зарядные устройства) и систему управления верхнего уровня этой установкой, а также литий-ионную аккумуляторную батарею и сейчас приступаем к изготовлению опытных образцов этих изделий».

 

 

Зам. начальника НИЦ также отметил, что внешний вид автомобиля с электродвигателем будет отличаться от выпускаемой в настоящее время грузовой техники «МАЗ»: «Он будет с обновленной кабиной, дизайн-проект которой также разработан нашим институтом. По завершению изготовления всех необходимых элементов приступим к сборке опытного образца».

Как утверждают создатели, электромобиль предназначен для работы в городской среде. Предварительно, согласно техническим характеристикам, номинальная мощность электродвигателя составит 130 кВт, максимальная — 220 кВт. Емкость тяговой аккумуляторной батареи — 175 кВт. час. Запаса хода МАЗ-4381ЕЕ будет хватать на 200 км, что, к слову, вдвое превышает показатель первого электрогрузовика МАЗ-4381Е0 семейства «Корнет», представленного летом 2020 года. Полная масса электрического автомобиля составит 12000 кг, а его грузоподъемность — 4400 кг. Максимальная скорость транспортного средства не превысит 90 км/ч.

Дмитрий Кабанов подчеркнул, что Объединенный институт машиностроения НАН Беларуси проводит разработки, начиная от дизайн-проекта, конструирования, проектирования силовой установки до сертификационных испытаний. «Республиканский автополигон в Липках — это наше структурное подразделение, соответственно все испытания техники проходят именно здесь, в том числе и сертификационные. Мы аккредитованы в Госстандарте как орган по выдаче сертификатов соответствия и одобрения типа транспортных средств, поэтому еще и в этом направлении мы плотно работаем с МАЗом. На полигоне проводятся испытания опытных и серийных образцов автотранспортных средств, систем, элементов конструкций, по результатам которых разрабатываются рекомендации по повышению их эксплуатационных свойств», — сказал он.

В настоящее время ОИМ также сотрудничает с УГК Минского автозавода по электрической части автотехники, по низковольтной бортовой электронике. Что касается перспектив, то в будущем, возможно, появятся проекты по разработке комплектов силового электропривода для микроавтобусов, которые производятся на площадях ОАО «Брестмаш», если у МАЗа будет интерес к созданию на базе микроавтобуса версии с электроприводом, добавил заместитель начальника НИЦ. Он сообщил, что в институте ведутся разработки типоразмерного ряда синхронных электродвигателей, которые как раз подходят для такого класса автомобилей. «Поэтому в будущем, вполне вероятно, может появиться электрическая версия на базе микроавтобусов «МАЗ», которая будет спроектирована в ОИМ и производиться в холдинге «БЕЛАВТОМАЗ», — считает Д. Кабанов.

Ирина МЯСНИКОВА

Другие статьи

Это будет наш год!
Это будет наш год!
Человеку, независимо от того, верит он в гороскопы или нет, свойственно полагать, что если наступает год, который имеет к нему какое-либо отношение, то в предстоящие 12 месяцев обязательно повезет.
Новейший тягач МАЗ-5440M9
Новейший тягач МАЗ-5440M9
Минский автомобильный завод анонсировал начало производства новых магистральных тягачей с двигателями, удовлетворяющими требованиям стандарта «Евро-6». Обновленная модель получила название МАЗ-5440M9. Тягач предназначен для автопоездов массой до 44 тонн, что делает его идеальным вариантом для большинства перевозчиков.
Новая рубильная машина Heinola AG 910
Новая рубильная машина Heinola AG 910
Белорусское предприятие «Аксиом-Групп» приступило к выпуску машины для рубки древесины Heinola AG 910. Производительность модели достигает 300 кубометров щепы в час, что вдвое превосходит возможности самой мощной техники аналогичного класса, выпускаемой в странах СНГ сегодня.
Наверх