Разработано и сделано с умом
Сегодня во многих отраслях экономики белорусские ученые и промышленники трудятся бок о бок. Результатом сотрудничества становится уникальный наукоемкий продукт. Один из наиболее актуальных примеров такого партнерства — сфера машиностроения. Компаньон отечественного автопрома — Объединенный институт машиностроения НАН. Его научные разработки всегда находят применение на практике, реализуются в машины и механизмы.
Тесное сотрудничество
Практически вся техника белорусского производства, которая ездит по улицам городов и дорогам общего пользования, — детище института.
– Техника МАЗ, БелАЗ, МТЗ, «Гомсельмаш», часть дорожно-строительной техники «Амкодор» — все это в основном рассчитывалось, проектировалось и испытывалось нашим институтом, — отметил заместитель генерального директора по научной работе и инновационной деятельности Объединенного института машиностроения НАН Олег Еловой.
Расчеты, проектирование, дизайн машин — первое направление работы научной структуры. Второе — технологическая поддержка машиностроения. То есть технологии, материалы, инструментарий. От смазок до покрытий.
– Нас знают в десятках стран, наши технологии используются в России, Китае, странах Европы, — подчеркнул Олег Еловой.
Помимо основных направлений работы, ученые применяют свои знания и силы в не совсем привычных областях, например в медицине.
– Это расчеты, проектирование, анализ. Были у нас заказы по плечевым и тазобедренным имплантам, сейчас начинаем работать по такому направлению, как челюсти, зубы, — обратил внимание замгендиректора по научной работе и инновационной деятельности.
Также он напомнил: институт является головной организацией по обеспечению актуальной сегодня отрасли — электротранспорта. Эта техника создается в рамках программы «Машиностроение и машиностроительные технологии».
Итоги впечатляют
Подводя итоги работы за прошлый год, одним из ее важнейших результатов ученый назвал разработку методологии проектирования высокоскоростных коробок передач. Сделано это впервые. И применяться они будут как в легковой, так и в грузовой электромобильной технике.
Также Олег Еловой рассказал об электрогрузовике, который получил свидетельство безопасности конструкции транспортного средства и допущен для движения по дорогам общего пользования:
– Сейчас ОАО «МАЗ» совместно с Объединенным институтом машиностроения НАН по поручению правительства работает над созданием десяти электрогрузовиков для апробации в разных логистических центрах страны.
Еще одним ключевым событием, но уже в области технологий машиностроения ученый назвал создание и внедрение в Беловежской пуще экологичных биоразлагаемых смазок для техники, которая обрабатывает леса. Упомянул он также о разработке столь значимой сегодня технологии плакирования:
– Она используется для разных целей: уменьшить трение, увеличить прочность, продлить срок службы оборудования. Технология осенью прошлого года внедрена в производство на Минском заводе автоматических линий имени П. М. Машерова и Уральском трубном заводе.
В целом продолжается совместная работа белорусских ученых с российскими производителями, в том числе АвтоВАЗом, ООО «ШвабеСпецАвто». Олег Еловой выразил надежду, что некоторые модели их техники будут функционировать с отечественным электроприводом и его электрические варианты будут выпускаться совместно.
В завершение разговора заместитель генерального директора по высокоавтоматизированному электротранспорту ОИМ НАН Александр Белевич рассказал о трех новых образцах, созданных в 2022 году. Это грузовой электромобиль МАЗ, электромобиль каркасно-панельной конструкции грузоподъемностью до тонны, а также спортивный электрокар. И подчеркнул:
– Очень важно, что во всех используется отечественная компонентная база: электродвигатели, силовая электроника, электроника управления батарей. Все разработано с учетом наших технологий, что позволяет дальше перейти к серийному выпуску. В частности, по грузовым автомобилям МАЗ эта работа уже начата, по остальным транспортным средствам в ближайшее время планируется перевод в какую-то мелкую серию.
Александр Белевич специально акцентировал, что у белорусского электрокара есть то, что принципиально отличает его от импортных аналогов, — асинхронный двигатель:
– Важно, что мы обладаем достаточно высокими компетенциями в области проектирования электрических машин. Это позволило нам спроектировать асинхронный двигатель, близкий по характеристикам к синхронному на постоянных магнитах. Кроме того, у нашего выбора есть и другое объяснение: минимизация зависимости от импортной компонентной базы, которую не можем производить у себя. Асинхронные двигатели изготавливаются из материалов, доступных у нас и в России.
Держать руку на пульсе
Работают в институте и на перспективу. Александр Белевич напомнил: у ученых Беларуси есть компетенции по созданию накопителей из всех типов ячеек. В институте в наличии необходимое оборудование для их тестирования. При этом если сами ячейки в стране не производятся, то вся электроника и алгоритмика — нашего производства. Все это поможет в будущем решить проблему с отработавшими батареями.
– Нужно понимать, что через 5–10 лет любой аккумулятор требует замены, поскольку держит всего до 70 процентов заряда. И его нужно будет либо утилизировать, либо искать для него вторую жизнь. И мы можем применять аккумулятор в качестве стационарного источника электроэнергии. Это продлит срок его работы еще на десятилетие, — рассказал замгендиректора по высокоавтоматизированному электротранспорту.
Есть у ученых соображения и по нашумевшему направлению — использованию водорода, хотя они убеждены, что это достаточно далекая перспектива. Технология протонообменных мембран, которая задействуется в таких авто, есть в России.
– У нас пока этой технологии нет, но сейчас она и неэффективна. Прогресс в мире в этом плане идет очень медленно. С другой стороны, понимаем, что электромобиль — это некий переходный этап. Мировое сообщество делает ставку на водород, но на данный момент в этом вопросе много неизвестного. Однако мы это направление отслеживаем, — подчеркнул Александр Белевич.
А вот беспилотные автомобили, по его словам, — ближайшая перспектива:
– Работа уже начата институтом, хотя пока она еще и в начальной стадии. Но мы выделили для себя это направление. Сформирована группа специалистов, которые занимаются этим. В ближайшее время будем рассматривать беспилотный транспорт. Но речь идет о транспорте не для дорог общего пользования, а для закрытых территорий.