На пороге 75-летия МАЗа

Минский автомобильный завод скоро отметит свой юбилей. Одним из инженеров, стоявших у истоков предприятия, является Шарапов Василий Иванович. С его именем связано огромное количество городских строительных объектов: центр столицы, жилые районы на Орловской, Волгоградской улицах, здание филармонии. В 1944 году фронтовик Василий Шарапов приехал в Минск для партийной работы. С 1954 по 1969 год был председателем горисполкома, затем 1-м секретарем минского горкома, а с 1972 по 1989 — министром строительства и эксплуатации автодорог. Он активно участвовал в восстановлении города, в том числе Минского автозавода. Воспоминания Василия Ивановича — бесценный материал из истории страны и предприятия.

Ранние послевоенные годы

«Я помню Минск до войны. Это был современный, красивый, благоустроенный город, который постоянно застраивали качественными, монументальными домами. Жители всегда были приветливыми и доброжелательными. После войны город было не узнать: почти все здания разрушены, вокруг не было ни одного уцелевшего объекта, кроме Дома правительства, одиноко возвышавшегося на фоне сгоревших и разрушенных построек...

…На следующий день после прибытия мне предложили должность аппаратчика — инструктора организационного отдела в горкоме. Зоной моей ответственности был Сталинский район с расположенными в его пределах промышленными предприятиями и организациями, в которых были партийные структуры. Я отвечал за ежедневное трудовое участие населения в демонтаже разрушенных городских кварталов и еще за многое другое. Моими наставниками стали опытные партийные сотрудники, у которых можно было очень многому поучиться. Они получили в распоряжение практически полностью уничтоженный город. Не работали ни водопровод, ни канализация, были разрушены две электростанции, телефонная станция, трамвайное и автобусное депо, почти все магазины и практически весь многоэтажный жилой фонд. При этом среди руководства исполкомов горсоветов и райсоветов не было профессиональных строителей-инженеров или техников, специалисты имелись только в отделе архитектуры. Уже в августе 1944 года более 80 % промышленных предприятий возобновили работу…

…До войны в Красном Урочище (в 7 км от Минска) была расположена танковая бригада. С использованием оставшихся мастерских немцы там сначала ремонтировали, а потом и собирали военные авто. После того, как оккупанты были изгнаны, в цехах создали завод по сборке автомобилей. Поначалу там выпускались американские «Форд» и «Шевроле», затем предприятие значительно разрослось. В 4-м квартале 1945 года оно производило уже 150 машин в сутки».

Наверх