Человеку, независимо от того, верит он в гороскопы или нет, свойственно полагать, что если наступает год, который имеет к нему какое-либо отношение, то в предстоящие 12 месяцев обязательно повезет. 2021 год, который мы встречаем, по восточному календарю будет годом быка. А к МАЗу это животное имеет самое непосредственное отношение. Появившийся на первых собранных на автозаводе машинах зубр и сегодня является нашей эмблемой. Барельеф красуется на крыше здания заводоуправления, а эмблема с изображением этого животного является обязательным атрибутом нашей техники. Да и сами машины «МАЗ» нередко называют минскими зубрами.
Не машина, а зверь
Как известно, конструкция наших первых автомобилей двухсотого семейства была разработана еще в годы Великой Отечественной войны на Ярославском автомобильном заводе. В начале 1947 года из числа первой опытной партии из Ярославля получили автомобиль ЯАЗ-200. На капоте грузовика красовалась эмблема медведя. Будущую машину Минского автозавода показали белорусскому правительству. Оставалось определиться, как будет называться отечественный автомобиль и что поставить ему на радиатор.
Из воспоминаний первого главного конструктора МАЗа Г.М. Кокина:
«Вопрос названия решается просто: автомобиль общетранспортного назначения будет называться МАЗ-200 и автомобиль-самосвал МАЗ-205, а с эмблемой на радиаторе дело обстоит сложнее. Нужно подчеркнуть силу, мощь и динамику автомобиля. Для этого очень подходит зубр из Беловежской пущи. Чтоб доставить нам приятное, тов. Пономаренко предложил пригласить представителей кино и посмотреть кинокартину «Беловежская пуща». Здесь мы еще раз убедились, насколько хорош зубр в качестве эмблемы машины и завода. Выполнить фигуру зубра нам помог Белорусский дом народного творчества, пригласив для этого краснодеревщика — мастера ремесленного училища из г. Бреста».
Фигурку зубра было решено ставить на капоте юбилейных и выставочных машин, а в массовом выпуске — крепить барельефные изображения зубра по обе стороны капота.
Многие годы фигурки зубра на подставке изготавливались на заводе не только как эмблема на машину, но и в качестве сувенира. Немало зубров, в разных вариациях — в виде часов, хрустальных, деревянных и металлических статуэток, хранятся в Музее истории трудовой славы МАЗа — их дарили гости предприятия руководителям Минского автозавода.
Женщина и знамя на фоне орденов
Имя белорусского скульптора Валентина Павловича Занковича внесено в энциклопедические справочники как создателя уникальных памятников, увековечивающих подвиг народа в годы Великой Отечественной войны. Его авторские творения украшают проспекты белорусской столицы, а также улицы Пинска, Бреста, Орши и других городов. Это такие известные монументы, как «Минск — город-герой», «Брестская крепость-герой», «Партизаны Полесья» и др. В районе пересечения Партизанского проспекта и улицы Варвашени в Минске установлен его памятник-колонна «Беларусь партизанская». Но мало кто знает, что частью этой композиции должна была стать еще «Женщина на зубре», символизировавшая партизанское движение в Беларуси.
Как указывают исторические источники, статую планировалось разместить у основания монумента «Беларусь партизанская», однако представители художественного совета в 1960-м году не одобрили эту идею. Но оригинальному и мощному памятнику все же нашлось место в Минске. Его решили установить возле Дворца культуры МАЗа. А так как зубр уже долгие десятки лет является символом предприятия, то идея оказалась вполне логичной.
Скульптурная композиция «Женщина на зубре» воспринимается как олицетворение Матери Беларуси. Автор сознательно сконцентрировал внимание на том, что война остаётся внизу (в прошлом), а, поднимая взгляд, мы обращаемся к Родине мирной, направленной в будущее. Могучий зубр, на котором величаво восседает женщина со знаменем, особенно эффектно смотрится на фоне ДК орденоносного Минского автозавода.
Зубр, согласно энциклопедическим данным, относится к
подсемейству бычьих. Могучее животное — символ трудолюбия и
жизненной силы — до сих пор является эмблемой наших автомобилей.
Минские зубры
Нередко автомобили «МАЗ» называют минскими зубрами. Эта эмблема присутствует на наших самосвалах и тягачах, микроавтобусах и спортивных машинах. О последних, кстати, следует сказать отдельно. Зубр не только украшает корпус наших спорткаров. Эти машины, покоряющие страны и целые континенты, горы и пустыни — истинное подтверждение силы, мощи и выносливости белорусской техники.
Житель Беловежской пущи во всей своей красе предстал и на МАЗ-5440М9 с полуприцепом МАЗ-975830 класса Евро-6. Эту машину с аэрографическим изображением зубра на кабине можно увидеть на выставках автотехники, а также в клипе на песню «Дороги белорусские» в исполнении Александра Солодухи и Виктории Алешко. А автобус третьего поколения МАЗ 303 с «горбинкой» над кабиной водителя и вовсе внешне похож на зубра.
Яркие страницы летописи
История Минского автомобильного завода также является подтверждением того, что год быка, который приходит раз в 12 лет, для МАЗа всегда был весьма удачным.
В 1949 году, например, состоялся пуск первого главного конвейера, а группе ведущих специалистов Минского и Ярославского автомобильных заводов была присуждена Государственная премия СССР за создание нового советского грузового дизельного автомобиля. В 1973 году был изготовлен опытный образец седельного тягача МАЗ-6422 — самого передового в техническом отношении советского тягача-трехосника восьмидесятых годов прошлого века, в 1997 году МАЗ выпустил первый магистральный тягач нового семейства с индексом 54421, а в 2009-м собран юбилейный десятитысячный автобус, которым стал МАЗ 206. Хотя без ложной скромности можно сказать, что для нашего предприятия каждый год отмечен каким-нибудь важным событием.
Что ж, в 2021 году автозаводцам ничего не остается, как вновь «взять быка за рога», чтобы наполнить летопись МАЗа новыми достижениями!
Ирина МЯСНИКОВА
Опубликовано в №52 от 31 декабря 2020 г.